Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Многие родители предъявляют большие требования к педагогам, логопедам, желая, чтобы их ребенок с первых же занятий уже читал. Часто можно услышать такие высказывания: «Мы уже долго занимаемся, а до сих пор не читаем», или «когда ребенок начнет читать?», или «Я дома научила читать ребенка сама, а вы за год не научили». Родители выхватывают ключевое слово «Обучение чтению», а остальное не берут во внимание. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).
В настоящее время «Рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Появилось много авторских программ методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества, в некоторых из них допускаются серьезные методические ошибки.
Например: - Смешивают понятие «Звук» и «Буква»
Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции (ЭС,ЭМ), или названия согласных даются с призвуками (СЭ, КЭ). Все это приводит к соответствующему воспоизведению фонетического ряда читаемого слова (эмаэма) вместо мама, (сэтэулэ) вместо стул. Переучивать таких читателей очень сложно.
Принципиально важный подход: готовить дошкольников к успешному и грамотному освоению чтением и письмом в школе, не обучая читать и писать в детском саду. Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение, что в конечном результате развивает языковое чутьё и предупреждает дисграфию и дислексию в начальных классах.
Программа по обучению чтению в первом классе требует в подготовительный (добукварный) период научиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков, Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.
За десять часов в первом классе научить этому сложно. Это одна из причин, почему в детском саду занимаются подготовкой к обучению грамоте. Без этих знаний и умений может возникнуть проблема в том что, ребенок довольно бегло читая, зачастую не понимает содержание текста, не может пересказать прочитанное (так называемое неосознанное, механическое чтение), не слышит и не умеет выделять звуки, что, в конечном итоге, приводит к неграмотному письму.
Логопед в детском саду не учит читать и писать, а только готовит дошкольников к чтению и письму. Эту подготовка должна превратиться в интересный и увлекательный процесс, что достигается только через игры и игровые упражнения.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Давайте запомним!
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Это основные элементы, которые должен освоить ребенок.
1. Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Формированию умения выделять предложения из речи, отработке интонации конца предложения, а также различению понятий предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения. В содержание обучения входит обозначение каждого выделенного из связной речи предложения длинной полоской бумаги или линией в тетради (первая полоска или линия имеет подъем, указывающий, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы). Затем выделяются отдельные слова: проговаривая каждое слово, дети обозначают его короткой полоской бумаги или чертят короткую линию.
2. Деление слов на слоги.
Слово можно делить на слоги при помощи хлопков, прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов, загибать пальчики на каждый слог.
Уже в детском саду ребенка можно знакомить с правилом: Сколько в слове гласных столько и слогов - это знает каждый из учеников! С этим правилом можно знакомить ребенка при проведении звукового анализа, когда ребенок, с помощью наглядной схемы может увидеть, сколько в слове гласных звуков.
3 Звуковой анализ слов - основная задача занятий состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове.
Предварительно детей знакомят с тем, что звуки бывают разные (КАКИЕ?)
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом- М) и МЯГКИМИ (зеленым цветом- М?). Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: С – З).
Обучая детей звуковому анализу необходимо особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы (чем отличаются звуки и буквы? БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ, А ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ)
4. Подготовка к письму.
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть), ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь, развитие мелкой моторики (шнуровки, застежки, мозаики, лабиринты, работа с пластилином, перебирание круп, пальчиковые гимнастики и массажи).
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
-написать букву в воздухе, на столе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
«Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»
В старшей и подготовительной группе предлагается решить три основные задачи по подготовке к обучению грамоте:
- Звуковой анализ и синтез слов;
- Слоговому анализ и синтез;
- Анализ и синтез предложения.
Уважаемые взрослые! Будьте терпеливы и последовательны, к каждой задаче подбирайте красочную и интересную игру. И тогда ребенок будут грамотным, и будет любить родную речь.