Каждый родитель будущего школьника задается вопросами: Будет ли мой ребенок хорошо учится? Какие у него возникнут трудности и кто поможет их преодолеть, когда воспитателя уже рядом нет, а учитель еще только знакомится со своими подопечными? Смогу ли я поддержать его в сложное время привыкания к новым условиям и готов ли я сам к ним? Заинтересованные родители стараются получить ответы на эти вопросы еще в период посещения ребенком подготовительной к школе группы, менее ответственные надеются на то, что проблемы разрешаться сами собой или перекладывают их на учителя начальных классов.
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части.
Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие - умение сосредоточится на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает что он неправильно произносит звуки.
Цель предлагаемых игровых упражнений – научить его слышать и слушать. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша- са, ач – ащ, са – ца, ра – ла, ша- жа.
Сходные слова: Маша – Даша; тень – день; день – пень;
Бек – лак – мак – так – рак; жук – лук – сук – тук. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у ребенка фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!
«Выдели слово»
Предложите ребенку хлопнуть в ладоши (топать ногой, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУИ, ИАУ. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.
«Назови лишнее слово»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных:
Гора, гора, гора, нора, гора.
Голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коза, коса.
Утенок, утенок, котенок, утенок.
«Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо.
«Что за звук спрятался в середине слова?»
Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, и т. д.
«Что за звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк и т. д
«Цепочка»
От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рука.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете ребенку в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Для того чтобы развивать фонематический слух ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.