Умение сосредоточится на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает что он неправильно произносит звуки.
Цель предлагаемых игровых упражнений – научить его слышать и слушать. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша- са, ач – ащ, са – ца, ра – ла, ша- жа.
Сходные слова: Маша – Даша; тень – день; день – пень;
Бек – лак – мак – так – рак; жук – лук – сук – тук. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у ребенка фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!
«Выдели слово»
Предложите ребенку хлопнуть в ладоши (топать ногой, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУИ, ИАУ. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй
«Назови лишнее слово»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных:
Гора, гора, гора, нора, гора.
Голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коза, коса.
Утенок, утенок, котенок, утенок.
«Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо.
«Что за звук спрятался в середине слова?»
Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, и т. д.
«Что за звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк и т. д
«Цепочка»
От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рука.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете ребенку в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Для того чтобы развивать фонематический слух ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.